«Недра коррупции» министра Шевченко

С помощью новоназначенного министра экологии Игоря Шевченко люди из окружения «семьи» могут получить доступ к разработке газовых месторождений. Многие граждане, не искушенные в политических и экономических интригах власти, считают, что должность министра экологии является в Украине не самой престижной и даже несколько «второсортной».

Данному заблуждению есть вполне логическое обоснование: большинство людей уверены, что эта отрасль априори не предполагает никакой возможности заработать, а лишь одни расходы. Более того, если основываться на личных жизненных наблюдениях каждого отдельно взятого человека, то можно прийти к мнению, что и расходов экологическая деятельность государства также не предполагает: иначе почему проблемы мусорных свалок в населенных пунктах, загрязнения природной среды, вывоза химических отходов, несоблюдения экологических стандартов со стороны промышленного сектора остаются не просто нерешенными, а такое впечатление — нерешаемыми?
шевченко
Таким образом, в массовом сознании Министерство экологии – это чисто «формальная» структура в государственном аппарате, которая существует исключительно «для галочки»: важность экологии «в планетарном масштабе» никто отрицать не может, но для запуска реальных механизмов решения экологических проблем никогда не хватает средств. Наверное, отчасти из-за такого пренебрежительного восприятия Минэкологии как структуры, от которой «никто ничего не ждет и ждать не может», общество довольно апатично реагирует на кадровые назначения в данном ведомстве. Между тем, за должность министра экологии в новом Кабмине Яценюка развернулась нешуточная борьба, и, как пишут некоторые СМИ, цена кадрового вопроса колебалась в районе $10 млн. Согласитесь, нешуточная сумма даже по меркам украинской олигархии, которая и является главным лоббистом в распределении министерских портфелей. Пост же этого министра, вопреки поверхностному мнению о его второстепенности, крайне важен для украинских олигархов: не забываем, что полное название ведомства – Министерство экологии и природных ресурсов Украины. И если к экологии сильные мира сего проявляют весьма скудный интерес, то заинтересованность их в природных ресурсах – сильнее некуда. Поскольку, согласно статье 13 Конституции Украины, земля, ее недра и природные ресурсы являются объектами права собственности украинского народа, а от имени народа права собственника осуществляют органы государственной власти, то выходит, что на Минэкологии лежит важнейшая функция по распоряжению природными ресурсами и их распределению. Именно поэтому назначение на должность министра Игоря Шевченко, оставшееся практически незамеченным простыми гражданами, вызвало живое обсуждение в экспертном сообществе – политологи и экономисты сразу разглядели, что и кто скрывается за этим кадровым ходом.

Не чужой среди «своих»

И Президент, и премьер перед формированием состава правительства громогласно заявляли, что квот в нем не будет, а в Кабмин войдут сплошь профессионалы и технократы. Но на практике все оказалось наоборот – квоты были, и торги за них шли до последнего момента. Более того, если верить СМИ, торги, как в случае с тем же Шевченко, слово совсем не фигуральное, а буквальное – ведь в решении кадрового вопроса по министру экологии присутствовал основной элемент торгов – деньги. Товаром при этом же была сама должность – ее якобы продали за 10 млн. долларов, с выплатой по частям. Кому же было выгодно это назначение?

Стоит отметить, что Игорь Шевченко был назначен в Кабмин по квоте партии «Батькивщина», которая получила в правительстве два министерских портфеля. Но парадокс в том, что Шевченко не имеет ни малейшего отношения к «Батькивщине»: он никогда не состоял в этой партии и не является депутатом этой фракции, не принимал участия в выборах от «Батькивщины», даже не числился ни в каких списках. Единственная связь с этой политсилой, которая прослеживается в биографии Шевченко – это то, что он значился советником Юлии Тимошенко в далеком 2005 году. Согласитесь, слегка маловато для того, чтобы вот так вот, спустя практически 10 лет, вынырнуть в кресле министра с подачи партии. И это притом, что, как уже говорилось, министерских портфеля «Батькивщина» получила всего два, и разбрасываться ими вроде как негоже, когда шанса проявить себя в правительстве ждут заслуженные партийцы.

Если изучить биографию Шевченко, то можно придти к выводу, что он не только не имеет отношения к партии «Батькивщина», но и к украинской политике в целом. Нет, Шевченко когда-то даже был председателем Меритократической партии Украины, которая предприняла вялую попытку поучаствовать в выборах 2012 года, но согласитесь – для того, чтобы называться политиком, этого маловато. Партия эта была известна, грубо говоря, только ее членам, а в политической жизни страны Шевченко замечен не был. Более того, в сентябре 2013 года Шевченко отправили в отставку с поста лидера этой партии, так что даже в рамках такого небольшого политического проекта он успеха не добился.

Но может не все так безнадежно, а Шевченко является тем самым «технократом и профессионалом», приход которых в правительство был анонсирован руководством государства? Безусловно, но только в таком случае участники этой кадровой сделки перепутали министерство, а Шевченко нужно было идти работать в Минюст. Ведь единственное поприще, где он добился успехов – это юридический бизнес, а с экологией Шевченко никогда особо «не пересекался». Игорь Шевченко был одним из учредителей юрфирмы «Шевченко, Дидковский и Партнеры», которая в 2008 году была переименована в «Астерс». Эта юрфирма и поныне является одним из лидеров рынка и обслуживала не один громкий процесс с огромными суммами гонораров.

О том, что Шевченко является человеком обеспеченным, свидетельствует и его решение отказаться от министерской зарплаты, которую он будет целиком отправлять на нужды АТО. В целом, конечно, позитивное решение с некоторым налетом «благородства», но заставляет задуматься – а чем же будет зарабатывать на жизнь новоиспеченный министр? Неужели будет жить на проценты от гонораров за давнишние юридические сделки? Действительно, зарплата в 4400 грн – это насмешка для человека, привыкшего зарабатывать в сотни раз больше. Хотя вот, находятся в Кабмине и министры, которые живут на одну зарплату. Например, министр социальной политики Павел Розенко ездит на работу в метро и даже будет оформлять субсидии, потому что коммунальные платежи съедят значительную часть скудной зарплаты. Долго еще будет на слуху и заявление депутата Мустафы Найема, который сказал, что на депутатскую ставку в 5-6 тыс. гривен выжить проблематично и ее маленький размер только способствует коррупции. Но то ведь люди, привыкшие жить на зарплату, в украинской политике таких единицы….

Если Шевченко не политик и не «технократ», то как же все-таки можно расценить это назначение? Вариант, к сожалению, остается лишь один – значит он «свой человек» для того, кто пролоббировал его на эту должность. А «Батькивщина» в данном случае, получив финансовую выгоду, не так уж сильно рисковала потерять имидж – Шевченко всегда можно представить как «новое лицо» с хорошим опытом работы и европейским образованием. В противном же случае, при возникновении каких-либо скандальных историй, можно сказать, что Шевченко не член партии и ответ за него она нести не может.

Сам Шевченко, отвечая на вопросы одного из изданий, заявил, что главной проблемой в сфере компетенции его министерства является неэффективное использование недр. Отвечая же на вопрос о своей детской мечте, Шевченко заявил, что с детства мечтал быть финансово независимым. Как видим, нынешняя должность позволит и «по полной» воплотить мечты политика и начать эффективно использовать недра, то есть передать их в нужные руки. Хотя, узнав, чьи именно руки Шевченко считает максимально эффективными, читатели будут шокированы.

«Семейный» подряд

Слово «семья» прочно вошло в политический обиход во время правления теперь уже беглого президента Виктора Януковича. Под ним подразумевались он сам и его сыновья, а также целая «плеяда» олигархов и политиков, которые действовали как один большой олигархическо-политический конгломерат. Благодаря «Революции достоинства» «семью» удалось отстранить от прямого управления государственными структурами, но только очень наивные люди думают, что «семья» перестала зарабатывать на украинском государстве. Конечно, ее влияние на бизнес-процессы и политические расстановки в сравнении с периодом «прямого правления» Януковича уменьшились во стократ, но прибыли этих людей по-прежнему измеряются астрономическими суммами, а «прямое правление» уступило подспудным кадровым договоренностям.

Эксперты и гражданские активисты имеют веские основания подозревать, что Игорь Шевченко призван лоббировать интересы близкого к «семье» бизнеса в разработке газовых скважин. Поговаривают, что человеком, лично выложившим из своего кармана $10 млн. за его назначение, является Александр Онищенко, депутат Верховной Рады нынешнего и прошлого созывов и человек с очень богатым компрометирующим «бекграундом». В VII созыве парламента Онищенко был членом фракции Партии регионов, а уже после бегства Януковича, когда регионалам нужно было спасать остатки политического имиджа, перешел в депутатскую группу «Экономическое развитие». В нынешнем парламенте Онищенко осел в депутатской группе «Воля народа», где помимо него собралось немало экс-регионалов. Онищенко ранее значился на сайте парламента как директор ООО «Надра Геоцентр», что прямо указывает на сферу его профессиональных интересов. Помимо упомянутой компании «Надра Геоцентр», Онищенко связывают и с другими компаниями в газовой отрасли, которые в разное время работали в Украине — «Орион-Киев», «Нефтегазсбыт», «Газконтиненталь», ООО «ГК Газовый альянс», «Пласт». Последнюю компании Онищенко, по информации СМИ, при активном пособничестве «семьи» «отжал» у другого небедного человека — Давида Жвании. Также этот депутат известен как бывший президент Федерации конного спорта (уступил это место в 2013 году другому регионалу Юрию Черткову), собственник Киевского ипподрома и киевского ФК «Арсенал», владелец конкурса «Мисс Украина». Что и говорить – достойные и красивые хобби для человека, могущего себе это позволить.

Пишут также, что после назначения Шевченко в структуре Минэкологии начали появляется люди, близкие как к Онищенко, так и к экс-министру энергетики и угольной промышленности Эдуарду Ставицкому, которого также причисляли к «семье». Так, например, хорошо знакомый Онищенко Максим Карпин назначен и.о. главы Государственной службы геологии и недр Украины. В набат по поводу непонятных процессов в Минэкологии бьет и известный борец с коррупцией, народный депутат Татьяна Черновол. Ее подозрения в «неладном» вызвал тот факт, что Министерство экологии и природных ресурсов 18 декабря пригласило на проводимый им круглый стол «Проблемы обращения с опасными отходами в Украине и пути их решения» весьма одиозную личность – Илью Марчевского. «Я переживаю, что Марчевский пристроится при нынешнем Минэкологии. Тем более, мне уже поступает тревожная информация, что в министерство подтягиваются кадры Ставицкого. Эдуард Ставицкий — министр экологии 2012 года, более известный как чиновник, который организовал для Януковича отчуждения «Межигорья». Марчевский, напомню, был советником Ставицкого», — высказывает свои опасения Черновол.

Народная пословица говорит, что дыма без огня не бывает. В случае с назначением Игоря Шевченко дыма очень и очень много, поэтому хотелось бы, чтобы к его работе и принимаемым им решениям общество отнеслось максимально внимательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *