Петр Алексеевич нащупал дно

Менее чем за десять месяцев до президентских выборов в Украине, Петр Порошенко, пришедший к власти после Революции достоинства, все больше похож на еще один тупик в многолетнем стремлении Украины к настоящей реформе.

Когда четыре года назад он был избран Президентом Украины, очень немногие наблюдатели сомневались в том, что произойдут радикальные перемены в бюрократической традиции страны. Правительство Арсения Яценюка ощетинилось реформаторами, многие из которых были иностранцами. Наталья Яресько из Соединенных Штатов, Айварас Абрамавичюс из Литвы и Александр Квиташвили из Грузии получили гражданство Украины в день их назначения министрами.

Западные страны оказали полную поддержку реформаторам: в 2015 году была  реструктурирована задолженность Украины в размере 15 млрд. долларов США, а МВФ и Европейский союз выделили более 6 млрд. долларов США на новые кредиты. Однако амбициозные усилия Яресько были заблокированы администрацией президента, а последующее падение правительства Яценюка в апреле 2016 года было признано огромным препятствием для реформаторов Украины. Чтобы успокоить инвесторов, новый премьер-министр Владимир Гройсман поклялся в молодом инвестиционном банкире Великобритании Александре Данылюке в качестве министра финансов, который в этот момент отказался от своего британского паспорта после того, как занял этот пост.

Данилюк сумел сохранить доверие западных политиков, несмотря на то, что и налоговая нагрузка, и эффективная стоимость заимствований заметно выросли за время его пребывания на должности. Его другие не вполне либеральные достижения включают введение новых лицензионных требований для украинских предприятий, которые вынудили десятки предпринимателей отказаться от юрисдикции Украины; он также представил систему отслеживания импортируемых товаров с границы на полки магазинов – дорогостоящую и неэффективную меру, якобы предназначенную для борьбы с контрабандой. И, как указывает украинский экономист Михаил Кухар, министр финансов сделал все возможное, чтобы противостоять ходам как украинского делового сообщества, так и поддержки парламента к таким изменениям, как замена налога на прибыль на корпоративный подоходный налог, как это было сделано в Эстонии.

Данылюк покинул свой пост две недели назад и не имеет шансов вернуться в украинскую политику после всех разочарований, которые он вызвал. Помимо всего этого, в Украине возвышается еще одна огромная проблема: реформа сельскохозяйственной земли. Со времен приватизации начала 1990-х годов различные правительства Украины пытались заняться этим сложнейшим вопросом. В 2001 году и в 2002 году депутаты, которые позже учредили «Партию регионов» Виктора Януковича, ввели мораторий на продажу земли, якобы на год. С тех пор мораторий был восстановлен с каждым годом.

Сегодня мораторий затрагивает 41 миллион гектаров пахотных земель, или 96% от общей численности страны. Вы можете владеть землей, но вы не можете ее продать. (Подобные практики остаются только в Северной Корее, на Кубе, а с начала 2000-х годов – в Венесуэле). Западные доноры подталкивали украинское правительство к принципиальному изменению правил игры, но даже активистский про-рынок Первый заместитель министра по Аграрная политика Максим Мартынюк не смог этого добиться: парламент вновь установил мораторий четыре раза с тех пор, как Революция достоинства свергла президента Януковича. Юлия Тимошенко, в настоящее время возглавляющая опросы в гонке за президентство, запланированное на следующий год, открыто заявляет, что поддерживает статус-кво.

Еще более остро стоит вопрос о создании специального антикоррупционного суда. Его создание было одним из главных требований как народного движения, стоящего за Революцией достоинства, так и западных сторонников украинского дела. Поскольку Национальное бюро по борьбе с коррупцией взяло под стражу директора Государственной налоговой службы Украины Романа Насирова в марте прошлого года, оппозиция этому новому суду стала чрезвычайно сильной.

Сам Насыров оставался на своем посту в течение десяти месяцев, находясь под залог, предположительно, как средство обеспечения его иммунитета от судебного преследования, если суд будет введен в действие. (Он был окончательно уволен в январе 2018 года.) И даже после того, как в суде было сделано одобрение парламента, перед лицом угрозы премьер-министра Гройсмана уйти в отставку, никто не был уверен, действительно ли суд будет полностью функционировать до предстоящих президентских выборов.

Сегодня довольно обычно слышать, что Украина все еще очень коррумпированная страна. Эта банальность не полностью отражает то, что происходит. В недавнем докладе Всемирного банка утверждается, что более 20 процентов экономики Украины напрямую контролируются компаниями, тесно связанными с политическим истеблишментом страны. Эти компании, по-видимому, менее эффективны и продуктивны, чем средняя украинская корпорация, и все же получают привилегированный доступ к банковским кредитам и приватизированным государственным активам.

Я бы сказал, что в Украине в настоящее время наблюдается особая ситуация, которая несколько напоминает прошлогоднюю Россию. В то время как на ранних посткоммунистических обществах как в России, так и в Украине доминировали так называемые олигархи, которые играли роль политических королей (с бюрократами в качестве их младших партнеров), сегодня возникла новая система, в которой само управление становится наиболее прибыльным видом бизнеса. В настоящее время политические лидеры стали крупными «заинтересованными сторонами» в богатстве и ресурсах своих стран, причем слой олигархов служит им, а не наоборот.

Система Украины по-прежнему более «плюралистическая», чем российская, и поэтому существует настоящая оспариваемость окончательных «прибылей». Западные политики должны принять это к сведению. Нет готовых ответов на вопрос о том, как преобразовать общество в этой ситуации. Но первым шагом вперед должен быть правильно поставленный диагноз.

The American Interest

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *